«Когда мы не можем изменить ситуацию, мы сталкиваемся с вызовом изменить себя».
Виктор Франкл
Жила-была Маша. Её жизнь с детства проходила на ровной солнечной дорожке. Маша любила гулять, собирать цветы вдоль обочин и наслаждаться беззаботным течением времени. Иногда на её пути встречались камни-препятствия, но гиперопекающие родители, заботясь о Маше, всегда убирали их с дороги. Если Маша спотыкалась, родители ругали дорогу и, взяв девочку за руку, вели туда, куда она хотела. Если же Машины желания не совпадали с их мнением, Маша обижалась, и родители уступали.
Так и росла Маша — в мире, где её путь был вымощен заботой других, а любые сложности исчезали при первом её капризе.
Но вот родители состарились и покинули этот мир. Маше стало сложно идти самой, а на пути всё чаще стали появляться камни, которые уже не кому было убирать. С каждым днём дорога становилась все каменистей, и Маша всё чаще спотыкалась и падала, разбивая коленки. Она жаловалась на судьбу и искала людей, готовых помогать, как когда-то делали родители. Однако с каждым днём люди становились всё менее отзывчивыми, вначале помогали и выслушали ее жалобы, а потом куда-то исчезали из ее жизни.
Шло время, а Машина дорога становилась все извилистой и каменистей. Еле плелась Маша по своему пути, то коленку расшибет, то локоть поцарапает, то платье порвет.

Однажды дорога привела Машу в ущелье и упёрлась в огромный камень, который полностью преградил ей путь. Ни обойти, ни сдвинуть. Что делать? Маша пробовала, что умела — плакала, жаловалась, просила помощи, ругалась и даже ногой топала. Но камень оставался совершенно равнодушным к Машиным усилиям, да и прохожие только цокали языком и головами качали, но никто не брался Машу выручать.
— Ну что за гад такой попался на дороге! — сетовала Маша. — Почему он не может прогнуться для меня, как все нормальные камни, чтобы я прошла? Почему на моём пути вечно преграды? А этот камень так вообще без сердца и совести! Я же старалась, все перепробовала, и ничего не выходит! А люди то злые какие стали — никто не сочувствует, не выручает!

В общем, застряла Маша на узком отрезке своей дороги. Злится и жалеет себя, слёзы льет, а мимо своими путями идут люди. Один пробежал и даже не заметил обиженную Машу. Другой остановился, покачал головой. Следующий посочувствовал: «Бедная ты, бедная! Такой огромный камень. Ничего не поделаешь — теперь только доживать рядом с ним». Покачал головой и пошёл дальше.
Один из прохожих, чей путь пролегал через живописную долину, предложил обратиться к психологу: «Может быть, этот камень — проявление твоих внутренних блоков?» — глубокомысленно заметил он. Другой, прорубавший ступени на вершину горы, советовал: «Почитай книги. Наберешься мудрости, помогут тебе найти выход».
А один велосипедист бросил, не останавливаясь, уж полную ерунду: «Может, этот камень хочет рассказать тебе о чем-то, на что пора взглянуть по-другому?»
Маша смотрела им вслед с возмущением и недоумением. «Как они могут быть такими черствыми? — думала она. — Никто не понимает меня, не жалеет, не сочувствует!». От жалости к себе Маше стало совсем худо. Вовсе она голову повесила.

А время шло, и вот, на дороге появился человек с холщовым мешком за плечом. Остановился, посмотрел на камень, преграждавший дорогу, затем на Машу. В его взгляде не было ни жалости, ни осуждения.
— Похоже, ты застряла, — произнёс он.
— Да, — вздохнула Маша. — Этот камень слишком велик, чтобы сдвинуть его с места, а помочь мне не кому.
Человек скинул с плеча мешок и достал из него молоток и долото.
— Я не буду тебя жалеть, но и не делать за тебя твою работу жизни — сказал он. — Но я могу подсобить иначе. Эти инструменты помогут тебе. И еще поможет, если не будешь думать о камне как о враге, а представишь, что он твой учитель.
— Учитель?! — возмутилась Маша. — Какой урок мне от этого камня!? И что я должна делать с этими железяками? Я буду колотить этот камень сто лет!
— На преграды можно смотреть по-разному. Ты можешь сидеть здесь сто лет, злиться на судьбу, ждать помощи и утопать в жалости, а можешь начать делать что-то новое. И если начнешь и не бросишь, то со временем увидишь выход. Вот инструменты — это твоя возможность лучшей жизни.

Он встал и, не прощаясь, пошёл дальше своей дорогой. А Маша опять осталась одна. — «Тоже мне, подсобил называется!». Она отпихнула железяки подальше. Её руки ослабели от долгого бездействия, а сердце полнилось сомнениями. Но, время шло и а один дождливый день, Маша сидел под выступом скалы, наблюдала за ручейками дождевой воды, бегущими сверху. Натыкаясь на препятствие, ни один из них не останавливался, все находили обходной путь, продолжая течь по новому руслу. И тогда Машу наконец осенило: «моя жизнь превратилась в ожидание, камень уже замшел, скоро и я заплесневею рядом с ним, давно пора что-то начать делать!» — сказала она себе.
Несмотря на множество разноречивых чувств, она нашла затерянные в пыли инструменты, которые оставил ей незнакомец и взяла в руки. Реновой удар по камню вышел слабым, но Маша приноровилась и вскоре на камне появилась приличная выбоина. «Если не сдашься, то увидишь выход» — маячком звучали слова. Маша стала работать усердно. Шли дни. Иногда удавалось сделать много, иногда мало. Порой Маша отчаивалась и теряла терпение. Но с каждым днем ложбина углублялась, а Маша чувствовала, как к ней приходит уверенность и ответственность за собственную судьбу.

Много ли мало ли времени прошло, но Маша обнаружила, что ее руки стали ловкими, а настроение бодрым, и что она знает куда и как направлять инструмент. Появилась сноровка. И даже группа поддержки образовалась, хотя Маша уже не зависела так сильно от участия других, внимание неравнодушных людей ей было ей приятно.
И вот, наконец, пришел день, когда камень распался, освободив ей путь. Маша выдохнула и расправила плечи. Перед ее взором открылся простор. За выходом из ущелья, до самого горизонта простиралась холмистая солнечная долина с множеством дорог. Какие-то были широкими, утоптанными и вели к уютным домам, где звучал детский смех, какие-то мощеными и вились через прекрасные сады к современным офисным зданиям, какие-то тропы уходили за горизонт, обещая приключения в неизведанных далях. Некоторые дорожки вели к тихим речушкам и спокойным озерам, где можно было бы отдохнуть и насладиться природой. Были и проселочные тропы, тянущиеся к деревням с добродушными жителями, предлагающими простое счастье и уютный быт. Другие пути круто взбирались на вершины, где открывался вид на мир, полный возможностей и вызовов.
Маша улыбнулась. Какой путь она выберет?
Пока она не знала, но была точно уверена, что это будет путь вымощенный её трудом и верой в себя, дорога к самой себе.

Маша подняла глаза к небу и увидела яркий воздушный змей с надписью на крыльях: переводи преграды в задачи, — символично, улыбнулась она, делая первый шаг к своей новой жизни.