«Детский гнев, оставшийся без ответа, становится взрослой яростью, ищущей выхода»
Бессел ван дер Колк
Галина опять не сдержалась.
Все произошло так быстро. В голове пронеслось: Она меня не слышит… и как отклик — вихрь злых слов. А потом – обида и растерянность на лице коллеги…
— Неприятно и грустно… — Галина уныло постучала пальцами по крышке ноутбука, обдумывая недавнюю ситуацию на работе. – Так дальше нельзя.
Это был не первый эпизод, когда она вышла из себя. Галина всегда так реагировала, когда ей казалось, что её слова игнорируют. В груди что-то вспыхивало — и поток обвинений вырывался сам собой.
Бывает ли так с вами? Трудно сдержаться в моменте, а потом — сожаление. Почему кому-то легко, а кому-то так сложно держать себя в руках?
Почему гнев появляется прежде, чем его анализ?
Что говорит наука?
Миндалевидное тело (амигдала) — часть лимбической системы — активируется раньше, чем включается осознанное мышление. Поэтому гнев мы чувствуем прежде, чем успеваем подумать.
Если ребёнка не учили осознанно обращаться с чувствами, понимать их источник, не подавали пример здоровых реакций, то ему сложнее будет справляться со своими эмоциями. Управление чувствами — не врождённое свойство, а навык, который формируется в детстве, но который можно развить и во взрослом возрасте.
Что делать, если импульсивные реакции — это ваша история?
Давайте заглянем в кабинет психолога и узнаем, как можно изменить эту ситуацию.
История Галины
(Разрешение на публикацию отрывка встречи получено, имя героини изменено.)
Галина оказалась в моём кабинете и быстро перешла к делу, рассказала, что устала от вспышек раздражения.
— Я потом жалею, — сказала она, теребя кончик платья. — Но в моменте словно волна накрывает
Я предложила Гале расположиться удобно и представить себе ситуацию в которой она испытывает гнев, найти его в теле и постараться представить, как этот её гнев выглядит.
— «Когда не могу договориться, то в груди буквально вспыхивает. Как… зелёное пламя».
Справка:
В эмоционально-образной терапии (ЭОТ) образы эмоциональных состояний нужны для того, чтобы установить диалог с бессознательным, которое хранит информацию о непонятных на первый взгляд причинах нашего поведения.
Метод позволяет быстро выйти на глубинную причину проблемы.
Я попросила Галю рассказать от имени пламени свою историю. «Пламя» поведало, что появилось у Гали в пять лет — когда мама кричала на неё и била. Договориться с мамой было невозможно, так как маленькую Галю она «не слышала». Гнев был вначале мамин, а потом перешёл и к Гале. И маленькая Галя начала питать этот гнев — и понесла его дальше.
Что говорят психологи?
Дети учатся через подражание, впитывают способы реакции, которые видят в семье.
Если родитель показывает, что гнев — это единственный способ отстаивать себя, ребёнок может бессознательно усвоить этот паттерн.
И еще: когда родитель выплескивает на ребёнка агрессию, тот испытывает боль и бессилие. Он может либо сломаться, либо сам принять роль агрессора. Гнев может стать защитным механизмом — чтобы не чувствовать себя уязвимым, ребёнок начинает “отражать” поведение родителя.
Исследования подтверждают, что дети, подвергавшиеся жестокому обращению, во взрослом возрасте чаще сами проявляют агрессию.
Итак, мы нашли причину. Теперь Гале предстояло создать и перепрожить новый опыт — в воображении.
Я прошу Галину посмотреть на ситуацию со стороны, словно наблюдатель.
Галя чувствует сострадание к себе маленькой — и, в своём воображении, становится для неё защитой:
— «Никто больше тебя не обидит, потому что я тебя нашла и буду с тобой. Я твоя взрослая Галя, я всегда буду тебя защищать».
Галя растрогалась и прослезилась. Заметно, как к ней приходи облегчение, когда она поддерживает себя маленькую.
Изменение телесных и эмоциональных реакций – это хороший знак того, что терапия идёт успешно.
Научная справка:
Мозг реагирует на ярко представленные образы и воспоминания так, будто это происходит на самом деле. Воображаемый опыт активирует те же участки мозга, что и настоящий. Именно поэтому методы работы с воображением имеют мощный исцеляющий эффект.
Пришло время очистить внутренний мир Галины от причинённого ей вреда, и я предложила символически вернуть маме её эмоции и побои, которые Галя до сих пор в себе носит.
Но оказалось, что эмоции принадлежат не только Галиной маме, но и женщинам её рода, начиная с прабабушки Галины. Оставшись одна с двумя детьми в военное время — измождённая и подавленная, — та не смогла быть «достаточно хорошей матерью». Свой гнев и бессилие она выливала на детей, а те потом на своих детей…
Что говорят исследования?
Современная психология и нейробиология подтверждают: травмы могут передаваться по наследству — через стиль воспитания, эмоциональную атмосферу семьи и даже биологические механизмы.
Так, например, нейробиолог Рэйчел Йехуда обнаружила, что у потомков жертв Холокоста происходят изменения в генах, регулирующих стрессовую реакцию. Это объясняет, как травма может «откладываться» даже в следующем поколении.
А психологи Марианна Хирш и Джой Де Грю отмечают, что дети могут впитывать чужую боль, даже не зная всей истории — через реакции взрослых.
Так Галин сценарий полностью прояснился. Галя вернула маме, а мама — прабабушке: гнев, побои и крики. Женщинам рода были сказаны нужные слова. А себе Галина вернула то, что было потеряно — радость и лёгкость в образе солнечного света.
В конце нашей встречи Галя поделилась, что в тело пришла легкость, а мир вокруг словно приобрёл яркие краски.
Галине ещё предстоит закрепить новый эмоциональный опыт на практике, но начало положено.
Когда внутри нас живёт травма, мы можем бессознательно стремиться воспроизвести её снова — в надежде, что на этот раз история завершится иначе.
Прорабатывая травматический опыт — мы возвращаем себе себя настоящих.
Гнев — естественная эмоция. Он возникает, когда нарушаются наши границы, когда мы сталкиваемся с обидой, чувством бессилия или переживаем несправедливость.
Но если он избыточен, вспыхивает, как вулкан, причиняя боль себе и другим — это уже сигнал.
Возможно, за этим стоит нечто большее: старая рана, неразрешённый конфликт, унаследованный сценарий.
И к этому стоит бережно прикоснуться, чтобы освободить место для спокойствия, ясности и гармоничной жизни.
А что про вас, дорогой читатель?
Мешает ли вам склонность к гневу?

Если вы устали бороться с трудностями в одиночку, я буду рада вам помочь. Ваш психолог-консультант, клинический психолог, специалист ЭОТ, Оболенцева Гюля
Записаться на консультацию можно через Телеграмм @ObolentsevaG

