Сознание — это лишь вершина айсберга. Главное скрыто в глубине. 

Зигмунд Фрейд

— «Головой все понимаю, а изменить не могу». Эту фразу можно услышать в кабинете психолога, в разговоре с близким, в диалогах с собой.

— Я осознаю, что загоняю себя работой, но не могу остановиться.

— Я понимаю, что эти отношения разрушают меня, но всё равно остаюсь.

— Я знаю, что чувство вины бессмысленно, но оно не отпускает.

Вроде бы понимаешь, что делать, но словно находишься в замкнутом кругу – пытаешься выйти, но снова оказываешься в той же точке.

Почему?

Потому что одного понимания может быть недостаточно.

Антонио Дамасио — известный невролог и исследователь роли эмоций в принятии решений, выяснил, что осознание проблемы — это только первый шаг к изменениям. Наше поведение управляется не только разумом — оно формируется под влиянием глубинных эмоциональных реакций. Даже когда человек всё понимает, его прежний опыт продолжает запускать автоматические реакции.

Что поможет выйти из этого круга?

Мы не враги сами себе. Если что-то удерживает нас в сложных ситуациях, значит для нашей психики, в этом есть свой смысл – неосознаваемый, но важный. 

Пока действует прописанная внутри схема, нам трудно начать жить по-новому. Это как ехать по знакомому маршруту на автопилоте – даже если знаешь, что есть дорога получше, руль сам поворачивает в привычную сторону.

Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) помогает увидеть этот механизм в действии, осознать, почему так происходит, и создать новый маршрут – тот, который действительно нужен.

Как это происходит? 

(отрывок одной встречи; разрешение получено, имя изменено).

Саша устроился на диване и начал.

— Я не умею отдыхать. Дополнительные смены? Беру. Дома? Тоже не сижу без дела. Потому что как только останавливаюсь – накатывает чувство вины. Словно кто-то шипит: „Ты что, бездельник? Дел полно!“ Головой понимаю, что нужен отдых. Но вот позволить себе расслабиться – постоянная борьба.

Понимание Саши ему не помогало.

Я предложила Саше представить, какая часть его личности не даёт ему расслабиться.

— Какой у неё образ, как бы вы её нарисовали?

Саша потеребил кончик носа — задача показалась ему сложной. Но он быстро перестроился.

— Мужчина, в очках, серьёзный.

— Хорошо. Теперь представьте, что вы и есть этот мужчина, — сказала я. — Войдите в его роль. Что ты чувствуешь, мужчина? Что делаешь для Саши?

В ЭОТ важно не просто анализировать образы, а ассоциироваться с ними, проживать их изнутри. Это помогает выйти на бессознательную причину проблемы.

Саша ненадолго замолчал, но, став в образ мужчины, ответил.

— Я злюсь! Если этого Сашу не подгонять, он вообще расслабится и ничего не добьётся!

— Ты  давно с ним?

Саша ненадолго замолчал, а потом медленно ответил:

— С… четырнадцати лет  

Последовала пауза. Как будто Саша нашел то, чего раньше не замечал.

Мы добрались до корня проблемы.

Перед глазами Саши всплыл тот период: дома было неспокойно, родители не ладили. Он почти забросил учебу, больше времени проводил на улице. Мать кричала, отец взялся за ремень — становилось только хуже.

— Вы помните того 14-летнего мальчика?

— Да, — блекло ответил Саша.

— Как он вам, как к нему относитесь?

— Не хочется на него смотреть — Саша поморщился.

Это частая история. Человек может бессознательно избегать контакта с той частью себя, которая связана с травматичным опытом, чтобы не переживать боль снова.

Я предложила Саше стать этим мальчиком — почувствовать, что он переживал тогда. Он закрыл глаза, стараясь уловить состояние себя в прошлом, а потом удручённо ответил:

— На улице мне весело, а домой идти – страшно…

— А ты видишь образ этого мужчины в очках, Критика? Как он появился?

Саша кивнул.

Да. от отца пришёл. Теперь вместо него меня «гоняет», чтоб не обленился.

Так проявился механизм интроекции. В детстве, сталкиваясь с жёсткими родительскими установками, психика ребёнка может „усваивать“ их как способ взаимодействия с собой и переносить внутрь себя, превращая в критическую часть личности.

Я попросила Сашу вернуться на свое место.

— Нужен ли вашему Саше этот Критик? Или вы сами можете позаботиться о своём внутреннем подростке?

Саша улыбнулся и сказал:

— Теперь я с ним. Буду рядом, буду заботиться. …Сколько можно его «гонять».

Но это ещё не всё.

Саша ещё раз вернулся в образ подростка, чтобы почувствовать: теперь он больше не один. Теперь рядом тот, кто сможет о нём позаботиться. А ещё, чтобы отпустить Критика — и вернуть то, что было потеряно: свободу отдыхать.

И вот… плечи Саши расправились, во взгляде появилась искорка. К нему вернулось ощущение безопасности, которое больше не нужно заслуживать

Саша глубоко вдохнул. Он вернулся в себя.

Его подросток занял своё место в Сашиной душе.

Саша не только осознал, глубинную причину своей трудности, но и почувствовал разницу. Теперь отдых – не угроза. А выбор.

Так заканчивается один этап его пути — но начинается другой. Теперь Саша не просто знает, что отдыхать нужно. Теперь он может позволить себе отдыхать.

Послесловие

Возможно, и вы, мой дорогой читатель, тоже знакомы с этим чувством: когда всё понимаешь, но изменить не можешь…

Осознание – важный шаг, но для реальных перемен его не всегда достаточно. Глубинные бессознательные установки продолжают управлять поведением. Важно не только понять в чем корень проблемы, но и дать психике возможность пережить новый эмоциональный опыт, который создаёт изменения на глубинном уровне. И тогда перемены приходят в жизнь естественно, без борьбы с собой.

В ЭОТ именно так и происходит.

Меняются чувства – и вместе с ними меняется восприятие, а значит, мысли, решения, и вся жизнь.

Если вам сложно справиться с трудностями в одиночку, я буду рада помочь. Вместе мы разберёмся, что мешает, и изменим это там, где живёт причина.

Ваш психолог – консультант, специалист ЭОТ, Оболенцева Гюля. Записаться на консультацию можно через Телеграмм @ObolentsevaG